Как Сбербанк собирает ваши данные



Банки с головой окунулись в новые технологии, которые должны сделать нашу жизнь комфортнее. Глава Сбербанка Герман Греф очень любит говорить волшебные слова «big data» — это собирание, хранение и обработка огромного объема информации.

Считается, что банки используют данную технологию для двух целей: чтобы знать, какой продукт можно предложить конкретному клиенту, а также чтобы изучить возможности клиента в качестве потенциального заемщика. Однако, сами банкиры скромно признаются, что данные клиентов нужны не только для этого…

Зачем ваши данные Сбербанку?

В ноябре 2016 года Сбербанк сделал заявление, которое прошло мимо многих клиентов. Дело в том, что самый крупный банк страны планирует собирать данные клиентов и продавать прогнозные и статистические модели на их основе в рамках проекта «Открытые данные».

«Мы не даем информацию о конкретных клиентах. Суть в том, что на основе этих данных нам могут заказать, например, где „Магниту“ стоит открывать магазины. Мы вполне можем какие-то агрегаты выдавать для коммерческих структур и для государственных тоже», — пояснил Андрей Хлызов.

На сегодняшний день известно, что прогнозы и статистику на основе больших данных давно используют операторы сотовой связи, а также российские поисковики, к примеру, Яндекс. Ни для кого не секрет, каким образом сливаются данные российских пользователей. Но признайтесь самим себе — вам нравится получать тонны спама на почту или звонки/sms от неизвестных магазинов только потому, что какая-то компания решила на вас заработать? Если нет, то вы просто обязаны знать, откуда банки берут ваши данные.

Мобильные операторы — лучшие друзья банка

Сбор любых данных банки мотивируют тем, что им необходимо знать максимум о своих потенциальных заемщиках (весь фокус кроется в слове «потенциальный» — даже если вы никогда не планировали брать кредиты, оно дает банку возможность воспользоваться вашими данными). Для этого кредитные организации не брезгуют пользоваться мобильным скорингом.

Эти страшные слова обозначают результат автоматической оценки рисков при анализе поведения абонента мобильной связи. Кредитная организация получает от оператора связи только балл — оценку абонента. Выведен этот показатель на основе анализа данных об использовании клиентом телефона.

При этом мобильный оператор не сообщает саму информацию, а просто присваивает каждому параметру определенный балл, потом суммирует их и выдает банку-кредитору готовый результат в формате: у Смирнова — 15 баллов, у Иванова — 87 баллов, и так далее.
Как и за что эти баллы начислялись в каждом конкретном случае, оператор не раскрывает. И подобная, далеко не прозрачная информация, учитывая банком при вынесении им решения, выдавать вам кредит или нет.

Какие именно параметры учитываются мобильным оператором?

Во-первых, это всевозможные дисциплины: сколько клиент тратит на связь; как часто уходит в минус; платит за услуги связи регулярно или от случая к случаю; были ли блокировки счета.
Во-вторых, мобильные операторы анализируют дополнительную информацию о своем клиенте: его преданность оператору связи и частоту смены номера, его тариф, подписки, приложения, а также покупки через мобильный банкинг, его местоположение и частоту путешествий — по роумингу.

В среднем при оценке клиента используется порядка 50 критериев, среди которых есть крайне субъективные и неоднозначные. В итоге кредитный рейтинг, в который включаются подобные данные, может оказаться неверным и лишь сбивать картину о клиенте.

В социальных сетях не говори слишком громко

Банки также не скрывают, что большой объем информации о пользователе берут из социальных сетей.

«Мы владеем общедоступной информацией из социальных сетей, которую мы можем получать от наших клиентов. Сопоставляя разные данные из разных систем, мы можем не просто строить работу, как она строилась ранее, когда мы собирали данные и проводили постфактум ретроспективный анализ, а дальше прогнозировали, экстраполировали в будущее.

Следующим этапом развития компании является управление этими данными и возможность обработки этих данных в момент обращения клиента в банк. Соответственно, предоставление сервиса тогда, когда он затребован от клиента. Мы можем, зная ваши предпочтения, быть платежным провайдером — купили билет и полетели в Сочи.

Мы знаем, что вы интересуетесь футбольными матчами, и мы можем вам предложить билет на футбольный матч, и клиент, возможно, этим сервисом воспользуется», — отмечает исполняющий обязанности управляющего челябинским отделением Сбербанка Денис Чугунов.

Финансист не упомянул о том, что эти данные будут не только анализироваться для предоставления клиенту лучшего сервиса, но и продаваться — а значит банк вскоре начнет зарабатывать на той информации, что знает о вас. Если вас не прельщает подобная перспектива, следите за своими действиями в социальных сетях. И, на всякий случай, закройте свои страницы.

Ты только запустил мобильное приложение, а данные уже утекли

Сбербанк к 14 февраля 2017 года представил, на первый взгляд, очень милый и нужный виджет для браузера Google Chrome «Хранитель сюрпризов». Идея его очень проста — в непростой век контекстной рекламы сделать сюрприз для любимого человека стало крайне проблематично, так как многочисленные рекламные блоки выдают вас с головой после первого же запроса в строке поиска.

Сбербанк обещает решить эту проблему и предлагает установить виджет в браузере, который позволяет перекрывать реальную контекстную рекламу от поисковика ненастоящими рекламными блоками, к примеру, связанными с продажей носков или косметики. Может быть, такой инструмент действительно пригодится вам 2–3 раза в год, однако, страдать от последствий его установки вы будете все 365 дней, если банк успеет продать ваши данные сторонним компаниям.

Кроме того, Сбербанк имеет в своем арсенале приложение «Исполнение желаний от Сбербанка», которое банк запустил еще в 2014 году. Дело в том, что в рамках акции банк собирал желания от своих клиентов в течение всего 2-х недель, ключевым условием исполнения желания была его польза для окружающих. За время работы приложения было получено около 200 заявок, из них были выбраны три, которые Сбербанк воплотил в жизнь.

Инициатива была прекрасная, но дело в том, что 3 года спустя приложение все еще существует и располагается на официальной странице банка во ВКонтакте, при этом оно уже не работает, но продолжает собирать данные клиентов. На него подписались на сегодняшний день уже более 9000 человек, чьи желания банк уже не исполнит, зато получит: доступ к общей информации (приложению доступны Ваше имя, дата рождения, фотография и базовая информация на странице), доступ к фотографиям пользователей, доступ к стене каждого клиента, доступ к группам пользователей.

Вот такой финт ушами от уважаемого банка, который и «разводом» не назовешь, однако, и с тем, что подобные акции отдают душком, не поспоришь.

Справка BD

К сожалению, банки всегда будут «умнее» своих клиентов и будут выжимать из них максимум, и это касается не только денег, но и информации. В нынешнее время можете не сомневаться — большой брат наблюдает за вами, и имя ему — Сбербанк.

Если вы не хотите остаться с носом, относитесь внимательно не только к вашим финансам, но и к информации. Ведь сам факт вашего существования уже ценен для банка, и на нем он может неплохо подзаработать.

Знаменитости
Автоаварии в инстаграм @awtoawarii