Причины роста цен, или Спросите Набиуллину, где она нашла инфляцию в 1,7%

Каждый покупатель желает знать, где есть скидки. Поход по магазинам в текущих экономических реалиях превращается в азартный квест для тех, кто привык смотреть на ценники. В основном речь идёт о людях серебряного возраста. Пенсионеры вынуждены покупать так называемый нестандарт - то есть продукты со сроком годности, близким к окончанию.

"Я беру всё в магазине, где нестандарт, потому что на стандарт моей пенсии не хватит, - жалуется москвичка Наталья Львовна. - Это продукты, которые уценку имеют. Вот бегаю по всей Москве. Знаю, что там можно купить подешевле хлеб, там можно рыбу купить подешевле, на том рынке подешевле овощи и зелень. Вот так. А что делать?".

На тщательный мониторинг цен в магазинах граждан России толкает слипание стенок кошельков, что на профессиональном экономическом языке называется снижением реальных располагаемых доходов. Они падают, лишь по официальным данным, уже три года подряд, что, в свою очередь, ведёт к угнетению потребительских настроений.

Покупатель лишний раз не позволяет себе приобрести палку полюбившегося сервелата, а вместо полезных макарон из твёрдых сортов пшеницы кладёт в корзину более дешёвый, но менее качественный аналог.

"Речь идет о том, что мы не достигнем до 2020 года того потребления, которое было в 2013-2014 годах – относительно благополучные для нашего внутреннего рынка года. Это прискорбно констатировать, - рассказал генеральный директор аналитического агентства INFOLine Иван Федяков. - Реальные доходы населения по итогам прошлого года все ещё остаются в отрицательной зоне. То есть три года подряд мы наблюдаем снижение реальных доходов населения, и это весьма, конечно, прискорбно. Это негативно сказывается на развитии потребления в нашей стране".

Экономить деньги нищающему населению помогают современные технологии. Скачанное на телефон мобильное приложение тут же просигнализирует - в соседнем супермаркете скидки на курицу, а для того чтобы купить томаты подешевле, придётся пройти два квартала. Покупатели не ленятся. Для многих возможность приобретать продукты по сниженной цене - единственный шанс свести концы с концами.



Председатель правления Ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов уверяет, что российский покупатель не стесняется экономить. "Потребитель ищет, где более низкие цены. Возможности на сегодняшний день для потребителя выбрать низкие цены колоссальные – существует достаточно большое количество мобильных приложений. Задача ритейлера - продать товар - становится достаточно проблемной. Раньше считалось, что потребителя достаточно заманить в магазин, а дальше магазин знает, что с ним делать внутри. Но теперь все не так. Потребитель приходит в магазин за конкретной покупкой, потом переходит в следующий магазин, находящийся по соседству, и совершает иную покупку".

Ритейлеры вынуждены вести маркетинговую войну за своего покупателя. Потребителей завлекают яркими листовками, призами и двойными бонусами по карте. И приманка работает. Люди всё чаще отдают предпочтение крупным торговым сетям. Так, например, выручка "Магнита" за первые три месяца текущего года выросла до 287 млрд рублей или на 8,1% по сравнению с первым кварталом 2017-го.

Налицо монополизация торгового сектора и выдавливание с рынка специализированных торговых точек. Но именно булочные по соседству, помимо гастрономического маркетинга, способны дать покупателю ещё и лояльную потребительскую среду.

"Потребителям нужна стабильность, - считает замминистра промышленности и торговли России Виктор Евтухов. - Нам знакомо такое понятие, как "лояльность потребителя". За эту лояльность борются конкурирующие между собой компании, прежде всего, на потребительском рынке. Но, наверное, очень хорошо, когда человек привык хлеб купить в какой-то пекарне, фрукты и овощи - у какого-то понятного ему продавца и так далее. Все мы предпочитаем так делать, потому что мы этого человека знаем, он знает нас, и мы получим товар того качества и по той цене, которая нас устраивает".

Устранив с рынка более мелких игроков, крупные торговые сети вольны устанавливать выгодные для себя цены. Килограмм болгарского перца в супермаркетах уже превышает 250 рублей. Этот деликатес российским пенсионерам по карману едва ли. А тут ещё и неутешительные прогнозы экспертного сообщества, которые предупреждают о росте цен на продовольствие в ближайшей перспективе выше уровня инфляции.

"Уже начиная со второго полугодия 2018 года, мы ожидаем небольшой прирост цен. Это будет больше, чем уровень инфляции. Возможно, мы выйдем на уровень в 3-4% по росту цен по итогам 2018 года, - прогнозирует Иван Федяков. - Редко бывает, что климатически два года подряд создаются благоприятные условия по урожаю. Второй момент: мы видим, что в начале 2018 года прекратилось укрепление рубля. Наоборот, мы видели сейчас всплеск курсов иностранных валют, что неминуемо отражается на ценовом давлении, потому что существенная часть продуктов питания импортируется".

Между тем, Центробанк Эльвиры Набиуллиной фиксирует рекордное снижение инфляции. Мегарегулятор впервые в марте зафиксировал этот показатель на уровне 1,7%. У граждан страны эти цифры вызывают категорическое неприятие.

"Я вам приведу один пример, - рассказывает пенсионерка Наталья Львовна. - В прошлом году я покупала упаковку лаврового листа в магазине. Стоила она 20 рублей, а сегодня она стоит 80. Вот спросите Набиуллину, где она нашла 1,7% инфляции. Где она их нашла?! Я в своем кармане вижу 17%. Но нам не индексируют пенсии. Они нам говорят, что у нас индексация должна быть даже не 1,7%, а 1,4% и мы уже проскочили все кризисы".

Возможно, у сотрудников Центробанка действительно инфляция 1,7%. И цены на те товары, которые они привыкли покупать, особо не выросли. Но обычным людям этого не понять. Когда их ежедневная жизнь - это перманентная борьба с собственным правительством.

"Мне вообще жаль наш народ – золотой, чудесный русский народ, - заключает Наталья Львовна. - Мне его так жаль".

Знаменитости
Автоаварии в инстаграм @awtoawarii