Семь секретов успеха миллиардера Джеффа Безоса, создателя Amazon

Пожалуй, каждому из нас есть чему поучиться у одного из самых удачливых предпринимателей современности. Обозреватель портала GoBankingRates Эндрю Лиза рассказывает о главных принципах Джеффа Безоса в бизнесе и жизни.

В конце июля в мировом рейтинге Forbes ненадолго менялся лидер. Состояние Джеффа Безоса росло в онлайн-режиме вместе с котировками Amazon и в какой-то момент превышало капитал Билла Гейтса. Титул богатейшего человека планеты в итоге вернулся к предыдущему владельцу, но заявка на рокировку, как говорится, сделана.

Сейчас Безосу принадлежит примерно 17% акций Amazon. Компания переживает бурный рост во многом благодаря своей работе в сегменте облачных технологий. Но она далеко не сразу стала технологическим гигантом. В 1994 году Безос оставил престижную работу в хедж-фонде, чтобы открыть онлайн-магазин, торгующий только книгами. Сегодня Amazon включает в себя множество самых разных дивизионов и считается абсолютным рекордсменом по темпам увеличения продаж с нуля до знаковой отметки $100 млрд.

Столь впечатляющий успех требовал крепкой деловой хватки и нетривиальных решений. Какими правилами руководствовался Джефф Безос, отстраивая свою бизнес-империю?

Приобретайте навыки, которых требует рынок



В 2009 году Безос рассуждал о корпоративной философии, которая помогла Amazon наладить выпуск устройства для чтения электронных книг Kindle. В тот момент это был самый продаваемый продукт компании. Одни предприниматели ищут для себя рыночные ниши, где будут востребованы уже имеющиеся у них знания, говорил миллиардер. Другие отталкиваются от спроса со стороны потребителей и берутся даже за незнакомые направления бизнеса, расширяя свои компетенции.

Amazon пошла вторым путем. В эпоху электронных книг покупатели остро нуждались в удобном устройстве для чтения, и компания вложилась в его разработку, хотя никогда раньше не производила технику. В итоге появление Kindle открыло для нее новые горизонты.

Адаптируйтесь и сопротивляйтесь

В 2013 году Безос приобрел газету Washington Post за $250 млн. Эта сделка заставила многих удивленно поднять брови, ведь индустрия печатных СМИ казалась вчерашним днем и неуклонно сдавала позиции под натиском цифровых медиа, а создатель Amazon пользовался репутацией новатора. Сам он, однако же, не разделял всеобщего пессимизма. Ему нравились известный бренд и талантливая команда издания.

По словам Безоса, у Washington Post было два пути: найти возможность развиваться в современном мире или же повторить судьбу динозавров. «Всегда нужно опираться на будущее, — пояснял предприниматель в интервью телеканалу ABC. — Когда вокруг происходят изменения и попутный ветер сменяется встречным, необходимо действовать вместо того, чтобы жаловаться на жизнь».

Покупка газеты оказалась удачным вложением. Переключив фокус издания на интересы читателей с потребностей рекламодателей, Безос превратил Washington Post в современное прибыльное предприятие, которое успешно ведет подписные кампании.

Будьте вечно молодыми

оздатель Amazon считает, что одна из причин его экстраординарного успеха — способность внутренне не стареть. Журналист ABC поинтересовался мнением предпринимателя о Blackberry, которая была пионером мобильной революции 1990-х, но затем сошла с пути инноваций и начала сдавать позиции. К 2013 году компании пришлось сократить 40% сотрудников. Amazon же, напротив, продолжала быстро расти.

«Если клиентская база стареет вместе с вами, то однажды вы обнаружите, что стали отжившим свое и никому не нужным. В любой момент вы должны понимать, кто ваши новые клиенты и что вы делаете, чтобы сохранять вечную молодость», — ответил Безос.

Экспериментируйте

Amazon прокладывала путь к успеху, постоянно пробуя что-то новое. Одни эксперименты оказывались удачными, однако другие завершались впечатляющими провалами. Можно вспомнить такие печальные начинания, как выход на рынок смартфонов с моделью Fire Phone, запуск портала для бронирования отелей Amazon Destinations или скидочного сервиса Amazon Local, который должен был конкурировать с Groupon.

Сильная черта Безоса в том, что он не зацикливается на неудачах, а рассматривает свой бизнес как своеобразную лабораторию. «Эксперименты — это ключ к инновациям, потому что они редко приводят к результатам, которых вы ожидаете, и многому могут научить», — говорил предприниматель в интервью журналу Fortune.

Теряйте, чтобы зарабатывать

Безос не нажил бы гигантское состояние, если бы придерживался безрисковых стратегий. По его словам, имея 10-процентный шанс на выигрыш, вы обязательно должны рискнуть.

Различные просчеты создателя Amazon приводили к крупным финансовым потерям. Зато самые удачные вложения принесли компании миллиардную отдачу.
На каждый Fire Phone или Amazon Destinations у детища Безоса найдется какой-нибудь другой проект, оправдавший самые оптимистичные ожидания. Такой, как служба доставки Amazon Prime, платформа для онлайн-торговли Marketplace или сервис облачных технологий Web Services.

Меняйте корпоративные стандарты

С ростом масштабов многие компании становятся чересчур зависимыми от собственных внутренних правил, констатировал Безос. И хотя нет ничего плохого в существовании стандартов, регулирующих корпоративную жизнь, важно помнить, что они не являются самоцелью и не должны заслонять собой результаты работы.

«Нередко приходится слышать, как начинающий руководитель оправдывает слабые показатели, говоря: «Ну... мы соблюдали все процедуры», — рассказывал Безос в письме акционерам Amazon по итогам 2016 года. И советовал рассматривать любую ситуацию, в которой принятые правила начинают буксовать, как повод для их корректировки.

Живите как «компании первого дня»

Безос высоко ценит подход стартапов, которые не боятся нового и постоянно ищут возможности для роста. Останавливаясь в развитии, они переходят в разряд «компаний второго дня» — прекращают гонку за инновациями и обрекают себя на провал. «День второй — это застой, — комментировал миллиардер. — За ним следует ненужность. Затем наступает мучительное, болезненное падение бизнеса и, наконец, смерть».

Безос обещает сделать все, чтобы Amazon никогда не перешла опасную черту. Он придает такое большое значение сохранению новаторского духа, что даже зданию, в котором работает, дал символическое название «Первый день».


Знаменитости
Автоаварии в инстаграм @awtoawarii