Меню
Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Политика » ЖКХ » Поможет ли интеллект э/счетчикам? Подводные камни перехода
Поможет ли интеллект э/счетчикам? Подводные камни перехода
regiser
Admin
Группа: Постоялец
Сообщений: 4491
Репутация: 7
Статус: Offline
 
 


Поможет ли интеллект э/счетчикам? Подводные камни перехода на цифровой учет

Если электросчетчик умный, он может и с ума сойти. А «сумасшествие» счетчиков часто сопряжено с завышением их показаний, а значит и увеличением платы «за свет».

В предыдущей статье мы обсуждали грядущую централизацию в сфере учета электроэнергии. Рассмотрим подробнее, какие перемены ожидают потребителя в будущем.

Изменения в сфере учета электроэнергии, произошедшие со вступлением в силу основных положений закона № 522 от 27 декабря 2018 г., можно разделить на два основных блока. Первый блок изменений коснулся перераспределения обязанностей между субъектами энергорынка, переложив на энергосбытовые и сетевые организации ответственность за осуществление учета. Второй блок устанавливает требования к автоматизации процесса и делает цифровизацию учета обязательной.

Напомним, с 1 июля 2020 года потребитель электроэнергии освобождается от обязанности приобретать приборы учета, оплачивать услуги электрика по их подключению, вызывать инспекторов для установки пломб и следить за истечением интервала между поверками.

Вся ответственность перекладывается на энергосбытовую или электросетевую компанию, в зависимости от типа помещения, в котором производится учет. В многоквартирных домах ответственность переходит к гарантирующему поставщику (энергосбыту). Во всех остальных случаях — к электросетевой компании.

Второй блок поправок меняет процесс учета в целом. Не подумайте лишнего — законы электротехники останутся в силе. Физические принципы также сохранятся в основе измерений, но к основному уровню добавится функциональная надстройка цифровых технологий и коммуникаций.

Если изначально единственной функцией электросчетчика был учет электроэнергии, то теперь новый прибор станет многофункциональным и позволит измерять и регистрировать широкий перечень параметров, таких как токи, напряжения, мощности и т. д. Многие из этих параметров должны сохраняться в памяти счетчика — на их основе будут строиться графики потребления. В обязательном порядке появится функция отключения передачи электроэнергии абонентам, задолжавшим с оплатой услуг. А самое главное, прибор дополнят возможностью передачи всех регистрируемых данных в центр сбора информации.

В центре сбора данные будут сохраняться и анализироваться, а после их обработки будут выставляться счета. Потребителю передавать показания не потребуется. Напротив, ему должен быть предоставлен доступ к собранным данным.

При этом нельзя исключить продажу данных заинтересованным третьим лицам, как указано в «Концепции цифровой трансформации 2030» Россетей. Так, в пункте 2.8 Дополнительные сервисы «Концепции» говорится, что «цифровая трансформация дает новые возможности увеличения нетарифной выручки и предоставления на рынке новых сетевых и прочих услуг <…> (в частности) управление данными и продажа данных заинтересованным сторонам (кроме конфиденциальных данных)».

Видим, что в рядах цифровых шпионов намечается прибавление, и порадуемся, что среди требований к функционалу нет обязательной аудио- и видеозаписи событий, иначе пришлось бы тратиться на изоленту по примеру Цукерберга, который, опасаясь слежки, заклеивал ей камеру своего ноутбука.

Предписанный функционал станет пропуском для приборов учета на объекты энергетики, а для энергокомпаний — возможностью обеспечить потребителей электроэнергии доступом к цифровым сервисам.

Запустить такие сервисы необходимо уже с 1 января 2022 года.

Потребителю должен быть обеспечен доступ к созданным online-сервисам для просмотра текущих показаний, контроля качества электроэнергии, управления тарифами, в общем, всё то, что, по мнению заместителя министра энергетики Анастасии Бондаренко, позволит «оптимизировать свою нагрузку», в случае «если потребители научатся пользоваться его (счетчика) функционалом».

С 1 января 2023 года за непредоставление доступа к сервисам нарушителей предписано штрафовать.

Размер штрафа пока не определен. А вот стоимость многофункциональных счетчиков уже обозначена — от 5000 до 20 000 руб. Это на порядок больше средней стоимости простых приборов, в массе устанавливаемых сегодня, цена которых в среднем составляет 800 рублей. Стоимость же дополнительного оборудования для организации каналов связи и автоматизированного сбора данных может составлять и десятки, и сотни тысяч рублей. Львиную долю расходов на цифровизацию учета составят работы: проектные, монтажные, пусконаладочные.

В законе № 522 от 27.12.2018, ст 1 п. 3 и 4, читаем: «Расходы <…> понесенные <…> для приобретения, установки и замены приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, необходимого для обеспечения коммерческого учета, <…> не учитываются при государственном регулировании тарифов. Финансирование таких расходов осуществляется за счет собственных и привлеченных средств, а также иных не запрещенных законом источников, в том числе средств, полученных в результате экономии».

При этом в качестве примера социально ответственного поведения Министерство энергетики отсылает к опыту ПАО «Россети», которое «уже внедряет интеллектуальные приборы учета без повышения тарифов, окупая затраты за счет повышения эффективности процессов». Полагаю, не случайно выбран объект для примера, так как процесс цифровизации учета только такие крупные компании и осилят, а значит, консолидация сетевого хозяйства получит дополнительный импульс.

Что ждать потребителю от цифровых новшеств? Во-первых, переходного периода. Требования появились, а денег на их реализацию у энергосбытов и сетевых компаний нет. Пока организации ждут повышения тарифов. По вопросам ремонта неисправностей счетчиков компании, вероятно, предложат компромиссные решения.

Например, энергосбыты могут практиковать временный переход на расчетный способ оплаты: по среднему (когда взимается плата, равная среднемесячной оплате за последние полгода) или по нормативу. Либо посоветуют «срочную замену», оплатив при этом только монтаж, а счетчик предоставят бесплатно. Самостоятельная замена счетчика, возможно, осложнится отсутствием услуги по вводу его в эксплуатацию. Поэтому розничные продажи счетчиков сократятся, а следовательно, сократится их ассортимент в магазинах.

Цифровизация, естественно, не избавит от возникновения спорных ситуаций между абонентами и энергосбытовыми компаниями. И тут важно, как будет проработана процедура разрешения споров. Раз счетчик умный, он может и с ума сойти. А «сумасшествие» счетчиков часто сопряжено с завышением показаний и завышенными счетами за свет. При этом, как указывалось ранее, в случае задержек с оплатой возможны и отключения, благо реле выключения подачи электроэнергии будет заложено внутри счетчика.

Как вообще в целом будут разрешаться споры о точности учета? В связи с тем, что все новые электронные приборы объединят в единую сеть, управляемую с компьютера, в общественном сознании может зародиться недоверие к результатам работы «интеллектуальных счетчиков». Особенно тех, которые установлены в недоступных для потребителя местах.

Процесс цифровизации учета не только расширяет возможности сторон, но и несет риски, и в этой ситуации ключевым приоритетом должны стать рядовые абоненты энергокомпаний, будь то предприниматель, физическое лицо или бюджетная организация. В их интересах реформа и должна осуществляться. Цифровизация принесет благо, если будет упрощать решение спорных ситуаций, пресекать злоупотребления, брать на себя рутинные операции и в конечном итоге сберегать время и ресурсы для развития.

ИА Красная Весна
Читайте материал целиком по ссылке:
https://rossaprimavera.ru/article/46c53588

АвтоАварии - АвтоПриколы - ДТП
Автоаварии в инстаграм @awtoawarii
regiser
Admin
Группа: Постоялец
Сообщений: 4491
Репутация: 7
Статус: Offline
 
 


Испробовав все средства борьбы с «заряженными» счетчиками, поставщики электроэнергии пришли к очевидному выводу — необходимости централизации их закупки

Прощайте «шокеры» и «жучки». Учет энергии в России претерпит изменения

С 1 июля 2020 года граждане Российской Федерации освобождены от обязанности покупать и устанавливать счетчики электроэнергии в своих домах и квартирах. Также с потребителей электроэнергии снимается ответственность за техническое состояние приборов учета и за проведение их регулярной поверки.

Теперь в случае, если счетчик электроэнергии вышел из строя или закончился интервал между его контрольными поверками, потребитель больше не обязан обзванивать энергосбыты, сервисные центры, сетевые организации и разбираться в сложных процедурах пломбировки, установки и поверки счетчиков. Вступившие в силу изменения в законе № 35 «Об электроэнергетике», которые, в свою очередь, устанавливаются федеральным законом № 522, переносят ответственность по учету на поставщиков электроэнергии.

Следуя логике рыночных отношений, обеспечение учета отпускаемого товара должно осуществляться продавцом электроэнергии. В самом деле — осуществление учета потребления электроэнергии самим потребителем подобно ситуации, в которой покупатель был бы обязан использовать собственные весы при посещении продуктового магазина. Последствия такой схемы учета нетрудно предсказать: самые «находчивые» и бессовестные всегда будут в плюсе. С этим-то и столкнулись сетевые компании, понесшие существенные убытки, — манипуляции с учетом потребляемой электроэнергии со стороны недобросовестных потребителей приобрели весьма широкий масштаб.

Кроме магнитов, «шокеров» и «левой» проводки, для снижения расходов на электроснабжение стали широко применяться так называемые «энергосберегающие» счетчики. Под этим благозвучным названием иногда подразумеваются счетчики с «жучком», позволяющие остановить или даже отмотать показания назад. Такие приборы стали востребованы не только в коммунальной, но и в коммерческой сфере, где потребление кратно выше по сравнению с частниками. Испробовав целый спектр средств борьбы, от периодических рейдов по выявлению «заряженных» счетчиков до организации входного контроля с рентгеновской установкой и предписанием все вновь устанавливаемые счетчики проводить через процедуру просвечивания, поставщики электроэнергии пришли к очевидному выводу: помочь может только централизованная закупка и установка типовых лицензионных приборов, контролируемая самими энергоснабжающими организациями.

Принадлежность счетчика не остановит воровство электроэнергии полностью, но сделает его крайне проблематичным, тем более что на подходе вторая серия законодательных изменений, устанавливающих технические требования к функциональности приборов учета. С 2022 года вновь устанавливаемые счетчики должны иметь возможность интеграции в автоматизированные информационно-измерительные системы учета, что, в свою очередь, обеспечит удаленный контроль, как за состоянием прибора, так и за потреблением электроэнергии конкретного абонента, вплоть до отключения недобросовестного потребителя от электросети.

Исполнение новых обязательств в отношении покупки, установки и замены счетчиков, безусловно, потребует от энергокомпаний дополнительных расходов. Министерство энергетики оценивает затраты на приобретение и установку только одного прибора учета в сумме размером от 5 до 20 тыс. рублей «в зависимости от сложности работ по установке и вида самого прибора учета».

За счет чего будет покрываться это увеличение? Закон ФЗ № 522 устанавливает, что «расходы сетевой организации / гарантирующего поставщика, понесенные ею /им для исполнения обязательств <…> подлежат включению в состав тарифа / сбытовой надбавки». Таким образом, нововведение вновь будет осуществляться за счет потребителя. Несмотря на это, в Минэнерго уверяют: «Рост тарифов на электроэнергию в России ограничен уровнем „инфляция минус“, и тарифы не вырастут сверх».

В законе, однако, присутствует упоминание штрафных санкций для энергокомпаний. Так, согласно тексту закона, если в течение 6-месячного срока сетевая организация не выполнит свои обязательства по установке, замене, допуску в эксплуатацию прибора учета, потребителю выплачивается неустойка в размере 50% расходов на передачу электроэнергии. А если обязательства не будут выполнены в течение еще трех месяцев, то все 100%. Но подчеркнем, речь идет только о стоимости услуг по передаче. Кроме стоимости передачи, есть еще и стоимость выработки, которая в сумму неустойки не входит.

Не до конца ясна ситуация с неустойкой для потребителей в многоквартирных домах — ясной формулировки в законе на этот счет нет. Впрочем, есть надежда на то, что данный пробел будет восполнен.

Более того, в жилищный кодекс внесены соответствующие изменения: «Плата за коммунальную услугу по электроснабжению снижается вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты в случаях, порядке и размере, которые установлены законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики».

Внесенные в законодательство об электроэнергетике изменения, по-видимому, имеют социальный аспект в виде снижения издержек для потребителей, но главное их назначение — это создание необходимых условий для реализации программы цифровой трансформации электроэнергетики, которая, в свою очередь, является неотъемлемой частью цифровой трансформации всей экономики Российской Федерации. Электроэнергетика в этом плане может рассматриваться как драйвер и как ключевая отрасль экономики.

Для граждан же России важно, чтобы результаты подобных трансформаций вели к улучшениям в социально-экономической сфере. В этом случае нововведения будут укреплять государство и веру граждан в его благие устремления.

ИА Красная Весна
Читайте материал целиком по ссылке:
https://rossaprimavera.ru/article/79acb0e5

АвтоАварии - АвтоПриколы - ДТП
Автоаварии в инстаграм @awtoawarii
Форум » Политика » ЖКХ » Поможет ли интеллект э/счетчикам? Подводные камни перехода
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: