Меню
Назад » » 2021 » Сентябрь » 17

Платформу ЦБ по борьбе с отмыванием денег протестируют 30 банков



Платформу ЦБ по борьбе с отмыванием денег протестируют 30 банков

30 российских банков в декабре начнут тестировать «антиотмывочную» платформу ЦБ «Знай своего клиента» (ЗСК), рассказала в интервью РБК председатель Банка России Эльвира Набиуллина. Сервис позволит участникам рынка обмениваться с регулятором информацией о рисках проведения сомнительных операций со стороны клиентов — юрлиц и индивидуальных предпринимателей (ИП).

ЦБ объявил о желании участвовать в проверке благонадежности банковских клиентов осенью 2019 года. Регулятор был готов на основе собственных данных делить компании и ИП на три группы риска по принципу «светофора»: «красные», или высокорисковые клиенты, по замыслу Банка России, должны попасть на особый контроль или вовсе лишиться права проводить операции, а «зеленые», или низкорисковые, наоборот, не должны сталкиваться с отказами банков. «Желтый» — промежуточный уровень.

В ноябре 2020 года в Госдуму был внесен законопроект, в котором прописывались принципы работы платформы. В частности, предполагалось, что банки должны учитывать «окраску» клиента от ЦБ в своей комплаенс-политике. В феврале законопроект был отозван из Госдумы и внесен заново.

Текущая версия документа позволяет банкам самостоятельно оценивать клиентов, а платформа ЗСК призвана стать «дополнительным информационным ресурсом». Несмотря на это, ряд банков вновь раскритиковали проект закона.

«Я объективных причин, почему эта система вызывает вопросы, до сих пор понять не могу. Я их не вижу. Вроде бы это такой проект, от которого все выигрывают, издержки на комплаенс просто падают», — отметила Набиуллина в разговоре с РБК. По ее мнению, подключение регулятора к оценке рисков проведения сомнительных операций в первую очередь будет полезно небольшим компаниям, которые обслуживаются в российских банках.

«Было много обоснованной критики со стороны малого и среднего бизнеса, что процедуры контроля за незаконными операциями, отмыванием, иногда могут малый бизнес на грань выживания поставить. Для малого и среднего бизнеса проблема в чем: банк должен изучить его, его профиль, посмотреть, есть риски или нет, но для банка столько возиться с маленьким клиентом — это очень большие издержки.

С крупным клиентом он будет разбираться, а здесь ему проще не взять на обслуживание, поставить в какой-нибудь стоп-лист. Мы хотели бы и малый бизнес защитить, и издержки с банков снять», — объяснила Набиуллина. По расчетам ЦБ, больше 95% корпоративных клиентов банков после оценки риска попадут «в зеленую зону».

На какие риски указывали банки

Участники рынка критиковали как отдельные пункты законопроекта, так и его основную идею — участие ЦБ в оценке рисков банковских клиентов и одновременный надзор за тем, как кредитные организации исполняют нормы антиотмывочного законодательства.

Собеседники РБК в банках отмечали, что участники рынка вряд ли будут спорить с регулятором в вопросах антиотмывочного законодательства и проверок клиентов, а значит, позиция ЦБ может «вытеснить» собственную оценку банков. Кредитные организации также указывали, что законопроект расширяет понятие «подозрительные операции».

Позицию регулятора о потенциальном снижении издержек банков на комплаенс-процедуры банки не разделяли. Например, участники Ассоциации банков России обсуждали на рабочих группах, что из норм законопроекта нельзя определить, за счет чего банки смогут снизить траты на комплаенс.

Похожие материалы

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar